BRONSON
DOBERMANN
Гай Ричи
MrLoot
Frank Vinci
atmservice
kiprijanov
probiv
atmservice

Биометрия покрылась гостайной

German

Местный

German

Местный
Статус
Offline
Регистрация
9 Май 2017
Сообщения
452
Реакции
4
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
Технологии банков не соответствуют требованиям ФСБ.

ЦБ указал ФСБ на невозможность в полном объеме выполнить требования службы по защите собираемых банками биометрических персональных данных граждан. Речь идет о криптографической защите на уровне гостайны, а необходимого российского оборудования для этого нет. Банкиры подтверждают наличие проблем, но в ФСБ смягчать требования не планируют. Впрочем, санкции от силовиков участникам рынка не грозят – согласовывать все вопросы с ФСБ придется регулятору, иначе сбор данных просто остановится.

На прошедшем 27–28 ноября SOC-форуме первый заместитель главы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев отметил, что сейчас нет необходимого рынку отечественного криптографического оборудования, которое может обеспечить защиту собранных у граждан биометрических данных по классу КВ. Именно такой класс защиты — на уровне гостайны — определен приказом ФСБ №378. Заместитель начальника восьмого центра ФСБ России при этом Игорь Качалин высказал надежду, что ЦБ «займет жесткую позицию» по всем средствам защиты при работе с биометрическими данными граждан.

Но банкиры подтверждают, что выполнить требования ФСБ не могут. «Чтобы шифровать направляемые в единую биометрическую систему (ЕБС) собранные образы, необходимо интегрировать в системы специальное оборудование (HSM-модуль), а после этого получить ключи сертификатов электронной подписи класса КВ»,— отметил собеседник “Ъ” в крупном банке. Ключи класса КВ выпускает только ФГБУ НИИ «Восход», а порядок выдачи ключей утвердили лишь в середине октября. Как сообщили “Ъ” в «Ростелекоме», «Восход» обладает нужным количеством ключей. «Однако методики корректного встраивания HSM нет, после интеграции модуля нужно получить заключение ФСБ,— отмечает собеседник “Ъ” в другом крупном банке.— Но без методики получить заключение ФСБ нереально». По данным «Ростелекома», внедрение HSM идет в 26 банках, но нигде не закончено.

ЦБ готов предложить банкам несколько вариантов решений по информбезопасности при сборе биометрии. Как пояснил “Ъ” Артем Сычев, в настоящее время есть стандартизированное решение, которое отвечает требованиям информационной безопасности для подключения к ЕБС. «Часть кредитных организаций уже его внедрила, а часть находится в процессе,— отметил он.— Банк России совместно с ФСБ также проработал вариант облачного решения и типового решения по подключению банков к ЕБС с выполнением всех необходимых требований». По его словам, вариант облачного и типового решения по подключению банков к ЕБС является дополнительным и разрабатывается в целях снижения издержек банков. Выполнить требования по информационной безопасности банки должны к концу 2019 года, отметил господин Сычев.

Впрочем, с предлагаемыми ЦБ решениями все непросто, отмечают эксперты. По словам собеседников “Ъ” в банках, уже работающих по стандартному решению, шифрования по классу КВ нет — биометрия отправляется по шифрованному каналу, но без дополнительного шифрования на уровне КВ. Типовое решение «Ростелекома», по которому коммерческое предложение было направлено банкам несколько дней назад, еще не сертифицировано. В «Ростелекоме» “Ъ” сообщили, что их типовое решение согласовано с ФСБ и предусматривает наличие шифрования класса КВ. Облачное решение и вовсе находится на стадии проработки. «Будет несколько поставщиков облачного решения,— отмечают в "Ростелекоме".— Мы уже согласовали с ЦБ и ФСБ архитектуру облачного решения и дорожную карту по его реализации».

Банки готовы выполнить требования ФСБ, когда появится хоть одно полноценное решение. В Тинькофф-банке отмечают, что активно занимаются интеграцией HSM в процесс сбора и передачи биометрических данных клиентов в ЕБС и до 2020 года банку нужно построить процессы сбора и передачи биометрии от представителя до центрального офиса по каналам с ГОСТовой криптографией. По словам члена правления Почта-банка Святослава Емельянова, сейчас направляемые в ЕБС данные и так серьезно защищены. «Но мы готовы внедрить дополнительные механизмы и приобрести необходимое оборудование после получения требований и разъяснений со стороны соответствующих органов,— отметил он.— Сейчас важно получить единое интеграционное решение, которое позволит корректно встроить HSM в инфраструктуру банка».

Впрочем, санкций со стороны ФСБ банкам опасаться не стоит. «ФСБ, являясь одним из двух регуляторов по защите персональных данных, не имеет полномочий для проверок финансовых организаций в этой сфере. Его сотрудники не могут выйти в банк с проверкой,— отмечает консультант по интернет-безопасности Cisco Алесей Лукацкий.— Тут важна позиция ЦБ, который обещает не применять к кредитным организациям мер». Банкам остается работать и надеяться, что ЦБ с ФСБ урегулируют вопрос с информационной защитой передаваемой биометрии, иначе сбор биометрических данных придется просто остановить, заключают эксперты.

Зачем биометрические данные собирают в единую систему

Граждане смогут получать фактически любые банковские услуги дистанционно с помощью биометрических данных, которые соберут в единую систему (ЕБС). Но удобная новация несет в себе серьезные риски, предупреждают эксперты. Это и мошеннические действия при сборе биометрических данных, и возможность хищения данных из банков, системы которых не столь надежны, как ЕБС. Предоставление права гражданам блокировать свои данные или ограничивать их использование способно нивелировать угрозу, но пока такой возможности нет.

Банки собирают образ
Биометрические данные граждан уходят в систему.

С июля граждане смогут получать фактически любые банковские услуги дистанционно с помощью биометрических данных, которые соберут в единую систему (ЕБС). Но удобная новация несет в себе серьезные риски, предупреждают эксперты. Это и мошеннические действия при сборе биометрических данных, и возможность хищения данных из банков, системы которых не столь надежны, как ЕБС. Предоставление права гражданам блокировать свои данные или ограничивать их использование способно нивелировать угрозу, но пока такой возможности нет.

В ходе прошедшего 29 июня заседания совета Ассоциации банков «Россия» первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила, что со 2 июля около 400 отделений банков в 140 городах РФ начнут сбор биометрических данных граждан. До конца года эта система должна заработать в 20% банков в 4 тыс. отделений, к концу 2019 года — во всех.

В законе сейчас — открытие счетов и вкладов, получение кредитов и переводы. В принципе это наиболее востребованный перечень услуг, который рынок и сами клиенты заявили для того, чтобы иметь возможность получать их удаленно.

Биометрические данные (образ лица и голос) позволяют однозначно идентифицировать человека и открывают широкие возможности для дистанционного предоставления услуг. Для этого нужно пройти первичную идентификацию в одном из уполномоченных банков (список будет опубликован на сайте ЦБ). Банк снимет параметры и направит их в ЕБС. Если гражданин захочет получить услугу (открыть вклад, оформить кредит, провести операцию и пр.) в любом банке, ему достаточно пройти авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или компьютера с камерой и микрофоном.

Но кажущаяся простота системы чревата рисками, предупреждают эксперты.

«Биометрические данные напрямую связаны с личностью, необходимы чрезвычайные меры безопасности, которые исключат возможность утечки информации на всех этапах работы»,— отмечает глава управления информбезопасности ОТП-банка Сергей Чернокозинский.

В частности, серьезную угрозу представляют мошеннические действия при сдаче биометрических данных, так называемая фальшивая биометрия, когда мошенник действует от имени человека по поддельному или украденному паспорту

По словам зампреда правления «Ренессанс Кредит» Сергея Королева, сотрудник банка обязан проверить подлинность паспорта, осмотрев его, просветив в ультрафиолетовой лампе, но в то же время в банках нет оборудования и экспертов-криминалистов, которые позволяют выявлять высококачественные подделки.

Зарегистрировав свои биометрические данные на чужой паспорт, злоумышленник может проводить любые операции под чужим именем. При этом в любой момент мошенник может просто удалить биометрические данные из ЕБС, еще раз посетив с поддельным паспортом отделение банка. Данные из ЕБС по заявлению удаляются навсегда, резервные копии не хранятся.

Банки могут подстраховаться от подобных мошенничеств, создавая собственные мини-базы биометрических данных. По словам начальника управления развития технологий розничного бизнеса Росевробанка Натальи Лучинец, банки должны хранить переданные в ЕБС образцы на случай оспаривания операций клиентами. Но тут возникает другой риск — хищение биометрических данных у самого банка. Из ЕБС, по официальной версии, хищение фактически невозможно. Как сообщили “Ъ” в «Ростелекоме» (оператор ЕБС), биометрический шаблон в системе хранится в обезличенной форме отдельно от персональных данных. Похищать только биометрию, не зная, кому она принадлежит, бессмысленно. Но в банках такой защиты нет.

По мнению экспертов, человек должен иметь право ограничить или полностью запретить использование своей биометрии, но пока это невозможно.

«На сегодняшний день нет публичного механизма для граждан, позволяющего ограничить возможное мошенничество с биометрическими данными,— отмечает заместитель руководителя НП "Национальный совет финансового рынка" Александр Наумов.— Было бы честно разрешить гражданам устанавливать запрет на использование их биометрии». По словам Сергея Чернокозинского, с точки зрения безопасности правильнее, чтобы клиент мог давать разрешение на использование биометрии на короткое время при необходимости, а потом вновь закрывал такую возможность.

Депутаты готовы поддержать банковское сообщество и инициировать необходимые поправки, заверил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Нет принципиальных возражений и у «Ростелекома»: «Внедрение системы предполагает постоянное совершенствование средств информационной безопасности».

Но в ЦБ уверены, что в дополнительной защите нет необходимости. «Меры информационной безопасности предельно жесткие. Проработка возможных вариантов защиты осуществлялась с самого начала проекта и на всех его стадиях,— заверили там.— Реализованные меры адекватны возможным рискам. Имеющиеся правовые механизмы достаточны для обеспечения прав субъекта персональных данных». Впрочем, эксперты не исключают, что регулятор изменит свое мнение в случае реальных инцидентов мошенничества или хищения биометрических данных.
 
Сверху