BRONSON
DOBERMANN
Гай Ричи
MrLoot
Frank Vinci
atmservice
kiprijanov
probiv
atmservice

Технологии обучения в НЛП

ga1Do4ok

Местный

ga1Do4ok

Местный
Статус
Offline
Регистрация
23 Ноя 2015
Сообщения
111
Реакции
41
Депозит
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
Как сделать процесс подготовки к экзаменам более разумным?


Один из способов — вести картотеку.

Это упорядоченная коллекция карточек, позволяющая оперативно пользоваться содержащейся в них информацией.
Слово карточки понимайте широко. Ими допустимо считать и маленькие картонки различных цветов, и отдельные тетрадные или альбомные листы, и даже небольшие тетради. Выбирайте такой формат, чтобы структурировать всю изучаемую информацию было удобно именно вам.

Собираем картотеку


Иностранные слова

Когда вы хотите скомбинировать новое для себя слово с ранее изученными, вы пролистываете при этом от конца к началу тетрадь или книгу, а это неудобно. Кроме того, вас ведь интересует не весь алфавитный порядок, а только определенные слова – предназначенные к частому употреблению или относящиеся к вашей будущей профессии.

Поэтому в книжных магазинах продаются специальные наборы карточек. Но многие учащиеся предпочитают сами изготовить картотеку с той лексикой, которую они в данный момент проходят. Слово с его транскрипцией и переводом выписывается на карточку; а хотите – наклейте туда же иллюстрацию. Не нравится писать? Многие компьютерные словари дают возможность быстро скопировать лексику: вставляете слова в программу Word на аккуратном расстоянии друг от друга – и распечатываете на обычном листе бумаги, который затем разрезаете на несколько частей.

По мере освоения выученные карточки нужно складывать в коробку и заменять их и новыми, и совсем старыми, для повторения.
Благодаря этому простому способу вы будете легко и весело заучивать по 20–30 новых иностранных слов в день. Он популярен: я неоднократно наблюдала, как люди в вагоне метро тасуют карточки, запоминая новые слова.

Фактическая информация

Беда многих школьников и студентов в узости мышления. Учебники зачастую дают только минимум необходимой информации. Для ряда дисциплин имеет смысл ее расширить. Например, историк соберет и увековечит интересные факты, биолог – сведения о новых открытиях, филолог – цитаты из произведения и комментарии литературоведов и т. д.

Также указывайте, откуда взята информация. Записывайте под цитатой библиографические данные книги и номер страницы: это будет по-научному.
В результате не только повысится интерес к изучаемому предмету, но и появится значимое преимущество перед остальными студентами, когда впоследствии вы выложите тот или иной интеллектуальный козырь-джокер на экзамене.

А второе преимущество проявляется, когда вы складываете карточки вместе – и творчески переосмысливаете сгруппированные вами факты. Таким образом, например, будущий журналист, экономист или другой профессионал может сделать обзор всего, что ему известно по конкретному вопросу, и на основании отобранных данных проанализировать проблему с разных сторон, приводя мнения экспертов, подтвержденные ссылками на источники информации.

Размер карточек в этом случае бывает разным – начиная от стандартного формата А6 и заканчивая листами формата А4. Соответственно, обычную картотеку держат в специальных коробках с разделителями, а подробную – в прозрачных файлах и в папке с кольцами: чтобы вынимать по одному листу и сортировать.

Справочная информация

На небольшой картонке размещается одна формула и ее объяснение либо одно правило с несколькими примерами и исключениями. Подобные карточки полезны при изучении физики, химии, математики и русского языка, а также других предметов, где требуется четко запомнить формулы и правила.

Написание развернутых ответов на билеты также можно рассматривать как частный случай картотеки. Их пишут на нескольких страницах, которые потом берут с собой, периодически перечитывают и при необходимости дополняют.

Электронная колода

Возможностями картотеки обладают программы MS Excel, MS Access, OpenOffice.org BASE и различные специальные программы. Также пригодится функция «Заметки» из программы Outlook. А самое простое – элементарно сохранять нужные знания либо в одном файле Word, либо во множестве различных отдельных файлов, в папках – и потом из главной папки находить нужную информацию по ключевому слову. Во всех этих случаях картотека строится внутри одной программы.

Другой подход – считать картотекой всё текстовое содержимое вашего компьютера. С сайтов поисковых машин скачайте программы Google Desktop или Yandex Desktop, осуществляющие полнотекстовый поиск как по файлам практически с любыми расширениями, так и по письмам.

Картотека в компьютере позволит вам не только быстро найти необходимую информацию, но и моментально сохранить найденные и скопированные сведения в отдельном документе. Собранное можно оперативно распечатать – и получатся удобные и красивые карточки.

Недостаток: не все академические издания, необходимые вам для подготовки в вуз и полноценного освоения выбранной науки, есть в Интернете.

Правила

1. Темы – в масть. Не накапливайте информацию, не относящуюся к изучаемому предмету, а также к подготовке в вуз. Если хочется иметь возможность вернуться к ней позднее, храните ее отдельно.

2. Одна тема/один вопрос/одно слово =одна карточка (смотря что вы считаете единицей информации для вашей картотеки). Если материал для карточки относится к разным темам, делайте ссылки (особенно если картотека ведется на компьютере) либо дублируйте карточки и вкладывайте копии во все темы, к которым информация относится.

3. Карточки должны быть одинакового размера: так с ними удобнее работать.

4. Разложите пасьянс. Пока ваших карточек меньше 50, необходимая информация ищется быстро. Если уже больше, рассортируйте их – по-разному:

по тематическому принципу. Например, в русском языке – по частям речи и т. д., в физике – по разделам (механика, оптика);
по алфавитному принципу (иностранный язык);
по произведениям или по писателям (литература);
по датам (история)
и по другим принципам.

5. Будьте как фокусник – тратьте на поиск нужных сведений в картотеке менее 1 минуты.

6. Бытие определяет картографию. Решите, где вы будете читать карточки – и как они поэтому должны выглядеть. Например, в метро удобно перебирать в руках небольшие картонки, или читать листы формата А5 на кольцах, или читать отдельные листы формата А4 в пластиковых файлах. Дома хорошо пользоваться компьютером – а если у вас есть КПК, загрузите картотеку в него и носите ее с собой.

7. Пользоваться картотекой должно быть приятно. Важны эмоции, которые вы испытываете, беря карточку в руки. Кому-то нравятся карточки на разноцветной бумаге, кто-то с удовольствием на них что-то рисует. Попробуйте разные варианты.

8. Информация, содержащаяся в картотеке, должна быть достаточной. Иначе придется постоянно обращаться куда-то еще, а это неудобно.

9. Картотека «работает» только тогда, когда ею пользуются: постоянно вносят новые сведения, убирают лишнее, перелистывают, читают. Если вы сделали ее и забыли, «работать» она не будет.

10. Подбирайте разные варианты работы с картотекой, пока не найдете тот, который нравится вам.

Подумайте, к какому экзаменационному предмету лучше всего составить картотеку. Найдите время, чтобы сделать хотя бы несколько первых карточек – и поносите их с собой пару дней, периодически перечитывая. Возможно, эта методика захватит вас, и процесс подготовки к экзаменам превратится в увлекательное приключение.

И учтите: запоминаемое переходит из краткосрочной памяти в долгосрочную только тогда, когда человек возвращается к нему несколько раз.


Автор: Инна ИГОЛКИНА, бизнес-тренер НЛП
Статья опубликована в журнале "Абитуриент"
edunews.ru
 

ga1Do4ok

Местный

ga1Do4ok

Местный
Статус
Offline
Регистрация
23 Ноя 2015
Сообщения
111
Реакции
41
Депозит
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
10 последних шагов к экзамену


Счет времени перед экзаменом идет не на дни, а на часы, а порой – и минуты. Обстановка нагнетается: до экзаменов осталось 30 дней, 29 дней…

Что делать?


1. Установите единицы измерения подготовки.

Желательно оперировать понятиями «билет» или «тема». На листок бумаги выпишите номера всех билетов, либо тем, либо еще каких-либо частей учебного материала – и последовательно ставьте крестики напротив всего изученного или повторенного. Это сделает процесс подготовки нагляднее – вы будете замечать уровень своего продвижения или отставания от намеченного графика. Наглядность сама по себе мотивирует: иллюзия «у меня еще достаточно времени, я всё успею» уходит, когда очевидно, что это не так.

2. Важно адекватно понять текущее состояние дел.

Составьте их обзор. Предположим, из 70 тем по русскому языку 40 достаточно просты и понятны, 30 – представляют сложность для освоения… Можно делить и по другим принципам.

3. Поверьте в собственные силы.

Очень важно понимать, можете ли вы реально претендовать на хорошую оценку. Если знаний у вас явно не хватает и времени на улучшение ситуации уже нет, настройтесь на то, чтобы сделать максимум возможного. Если знаний достаточно, а веры в собственные силы мало, это может привести к тому, что вы проявите только часть своих возможностей. Мысли о том, что у вас что-либо может не получиться, замените на противоположные: «Я всё смогу», «У меня есть все необходимые способности». Помните: дорогу осилит идущий. Даже самые творческие специальности, такие как музыка или актерское мастерство, состоят из ряда достаточно простых действий и движений, просто на их освоение нужно много сил, веры в себя и времени.

4. Желательно видеть предмет и в целом, и как перечень тем с подтемами – и детально знать каждую из них.

Углубленное повторение, безусловно, хорошо. Однако есть риск «закопаться» в мелочах и, пересчитывая тычинки, забыть об изучении млекопитающих.

В решении этого вопроса помогают ментальные карты Тони Бьюзена, о которых уже писали в журнале «Абитуриент».

5. Выберите вид подготовки: что конкретно я могу делать по каждому из предметов?

Посещать курсы, заниматься с репетитором, самостоятельно – с помощью мультимедийных программ, слушать аудиозаписи, работать с учебником, использовать картотеки, писать ответы на билеты, устно пересказывать некоторые темы, писать сочинения, отрабатывать знание грамматики по учебникам с ключами…

Оцените, насколько подходят выбранные вами способы для решения поставленной задачи. Допустим, к устному экзамену недостаточно письменной подготовки – лучше репетировать именно устные ответы.

6. Воспользуйтесь дружеской помощью.

Если вы всё равно не успеваете выполнить запланированное, подключите к занятиям друзей, разбирающихся в предмете примерно так же, или даже лучше, чем вы сами. Объясняя друг другу ту или иную тему, вы обнаружите, что вам не хватает каких-то знаний, слов, понятий, формул. Ваш друг будет задавать вам вопросы, которые это мгновенно покажут, а потом вы вместе найдете на эти вопросы ответы. Совместная подготовка может оказаться намного более эффективной, чем самостоятельная, главное – правильно всё организовать: сначала сделать определенное количество работы – и только потом переходить к тому, чтобы просто хорошо провести время вместе, отдохнуть после учебы.

7. Запоминайте правильно.

Наша память устроена таким образом: сначала информация поступает в краткосрочную память, через некоторое количество повторений (для каждого человека – индивидуальное) – в долгосрочную. Так что попытка выучить все билеты в последнюю ночь перед экзаменом скорее приведет к провалу, чем к пятерке. В этом случае что-то может выпасть из памяти в самый неподходящий момент.

Нужна система последовательных повторений – в течение года вы изучали темы последовательно, затем начинаете повторять (желательно по нескольку раз), а перед экзаменом просто быстро просматриваете.

Неправда, что скорость восприятия информации непосредственно перед экзаменом значительно вырастает. Лучше разбить темы пропорционально оставшемуся времени – но с запасом. Допустим, на изучение и повторение 30 тем есть 35 дней. Лучше в день проходить по одной теме, а затем в оставшиеся 5 дней повторить всё еще по одному или по нескольку раз для закрепления, чем работать рывками: сегодня 5 тем, а следующие четыре дня – ни одной.

8. Управляйте своими знаниями.

Иногда и самооценка человека, и оценка им своих знаний совершенно неадекватны реальности. И заниженная, и завышенная самооценка – это нехорошо. Поскольку ваши знания будут оценивать независимые эксперты, вам нужно четко знать критерии оценивания. Поэтому при разборе ошибок обращайте внимание на то, повторяете ли вы одни и те же ошибки (какие?), к какому правилу они относятся. Важно получать обратную связь о своих ответах – с помощью преподавателя, ключа к тесту и др. Оценка позволит вам стремиться к ее повышению. В то же время есть такие вузы, в которых по некоторым предметам вообще сложно заработать оценку выше неудовлетворительной. В этом случае особенно важно понимать, что считается ошибками, и тренироваться так, чтобы ваши ответы были правильными.

9. Закрепите знания.

Когда рабочие прокладывают тоннель, они сначала снабжают новый его участок временными подпорками, а потом уже ставят постоянные стены. Точно так же и в подготовке к вузовскому или школьному экзамену – вы занимались длительное время, но важно в конце собрать все знания воедино, сопроводить это хорошим психологическим настроем, в день перед экзаменом хорошо выспаться – и сдать экзамен на ту оценку, которую вы хотите.

10. Подготовьтесь к экзамену психологически.

Я много раз наблюдала, как вполне спокойные люди совершенно терялись в этой экстремальной ситуации. Чем больше человек боится, тем хуже он в этот момент соображает. В самых крайних случаях – не может ответить на простейшие вопросы, которые в обычном состоянии не вызвали бы у него никаких затруднений.

Как справиться с волнением?


Если есть возможность – принимайте участия в конкурсах, не бойтесь критики со стороны друзей, знакомых, просто случайных людей, делайте правильные выводы, исправляйте свою постановку речи, учитесь у тех кто умеет увлечь аудиторию и берите это в качестве примера на будущее.

Снизьте внутреннюю важность того, что происходит. Когда какое-то событие становится для человека судьбоносным, когда провал на экзамене воспринимается как окончательная трагедия, мыслительные способности могут существенно ухудшиться. Поэтому, если есть возможность, дайте себе 2 шанса – например, сдайте сначала пробный экзамен. Ну а в крайнем случае, у вас всегда есть возможность пересдать экзамены спустя год или пойти в другой институт, где ваши результаты окажутся достаточными. Не концентрируйтесь на успехе. И тогда его будет легче достичь.

Освойте простейший прием стресс-менеджмента, который называется «дыхание квадратом»:

Для этого нужно сделать вдох на 4 счета (мысленно считаете от одного до четырех), задержать дыхание на 4 счета, затем – выдох на 4 счета и снова пауза на 4 счета. Подышав так примерно 10 циклов, вы заметите, что беспокойство заметно снизилось. Главное – вовремя вспомнить об этом приеме, поэтому начинайте практиковать его до экзаменов, чтобы он постепенно вошел в привычку в сложных ситуациях.

Каждая маленькая победа – ступенька к дальнейшим успехам, ведь экзамены (и выпускные и вступительные) – не последние в вашей жизни.

Обязательно хвалите себя за каждый успех! Не стремитесь непременно к максимальным оценкам: бывают случаи, когда получение троек по всем экзаменам уже гарантирует вам поступление, часто многим не удается достичь даже этого.

Последовательная и терпеливая подготовка в течение всего оставшегося у вас времени сделает для вас больше, чем счастливое стечение обстоятельств.


Автор: Инна ИГОЛКИНА, бизнес-тренер НЛП
Статья опубликована в журнале "Абитуриент"
edunews.ru
 

ga1Do4ok

Местный

ga1Do4ok

Местный
Статус
Offline
Регистрация
23 Ноя 2015
Сообщения
111
Реакции
41
Депозит
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
Для подготовки к экзаменам очень важно прочно усвоить необходимый объем знаний. Как это сделать? Если раньше основных способов было два – либо слушать преподавателя, либо читать, то сейчас таких способов стало больше – можно слушать аудиокниги, аудиозаписи, пользоваться мультимедийными программами и т.д. В этой статье речь пойдет о том, как же лучше усваивать получаемую информацию, чтобы не терять время зря. В большей мере то, что описывается, относится к чтению текстов с листа бумаги или экрана компьютера, однако многие правила можно применить и для восприятия аудиальной информации, т.е. на слух.

Первое, с чего надо начинать – это какие книги читать.

Для абитуриентов этот вопрос обычно решается с помощью консультаций с преподавателями. Например, для изучения английского языка изданы сотни разных учебников, не все из которых одинаково хороши. Если, например, ваши родители изучали английский по учебникам Бонк, это не значит, что и сейчас нужно поступать так же – есть множество более удобных и современных учебников. Что касается школьных предметов, обычно есть учебник, одобренный в данной школе. Однако информации, которая в нем содержится, может быть недостаточно для поступления в выбранный вами вуз, поэтому лучше уточнить в вузе, например, на курсах или на днях открытых дверей, что рекомендуют вузовские преподаватели.

На что обращать внимание?

Это – очень важный вопрос. Обычно в конце каждой главы школьного учебника есть вопросы на понимание текста. Поскольку вопросы расположены в конце текста, то люди автоматически сначала читают текст, а затем – вопросы. Ответьте себе мысленно на вопрос – к чему это может привести?

Обычно такой порядок чтения приводит к тому, что наше внимание рассеивается по всему прочитанному тексту. Для того, чтобы человек запомнил какую-либо информацию, ему обычно требуется повторить ее несколько раз. Это достигается либо, когда, например, фамилия известного человека повторяется в учебнике неоднократно, либо надо сосредоточиться на поиске этой информации, и затем провести какие-либо мыслительные действия – пересказать прочитанный текст, сравнить с оригиналом, ответить на вопросы и т.д.

Правильный способ чтения, который позволяет отделить важное от менее важного – это сначала читать вопросы к параграфу, а затем – сам параграф. Это позволяет не просто механически получить информацию, но осмыслить ее, при необходимости – перечитать и повторить.

Какие моменты мешают восприятию текста?

Прежде всего – внутренние. Иногда наши мысли уносятся куда-то вдаль, особенно, если урок кажется скучным. То же самое может происходить при чтении или прослушивании учебного материала. Глаза двигаются по строчкам, а голова в то же самое время уже давно думает о чем-то другом, более интересном. Как от этого избавиться? Наблюдать за собой. Если цель – изучение какого-либо предмета, и вы действительно хотите ее достичь, то, заметив, что вы отвлеклись, просто возвращайтесь обратно к обучению. Перечитайте книгу снова с того места, на котором ваше внимание переключилось. Мысленно перескажите себе содержание абзаца своими словами.

Еще восприятию текста очень мешает язык, которым он может быть изложен. Проще всего следовать мысленно за текстом, в котором одновременно присутствуют слова, относящиеся к разным органам чувств – вижу, слышу, чувствую. При чтении таких текстов человек как бы запускает «внутреннее кино». Если же текст написан очень общими словами, наукообразными и сложными, часто сознание, не выдержав перегрузки, начинает отключаться, отвлекаясь на какие-то более интересные мысли и идеи.

Если учебник написан словами, вызывающими у вас непреодолимое желание уснуть – попробуйте все-таки найти в них смысл, сделать их более «живыми».

Перескажите своими словами, если это не мешает изучению – придумайте какие-нибудь метафоры, на что похоже это правило, например, в физике существует «Правило буравчика», и все сразу понимают, на что это похоже – на штопор для открывания бутылок. Рука сама мысленно начинает совершать вращательное движение. Найдя подобные аналогии для сложных логических правил, вы значительно увеличите шансы запомнить эту информацию навсегда.

Сколько книг читать?

С одной стороны, чем больше – тем лучше. С другой стороны, время абитуриента ограничено, и количество книг определяется реальными возможностями – лучше хорошо изучить одну книгу, рекомендованную преподавателями того вуза, в который вы собираетесь поступать, чем десяток книг, но поверхностно. С другой стороны, науки делятся на точные и гуманитарные. В точных науках никуда не уйти от умения доказывать теоремы, решать задачи с помощью формул. В гуманитарных науках, даже если какая-то информация выучена не очень твердо, при наличии довольно широкого кругозора часто есть возможность, особенно на устном экзамене, поднять свою оценку, используя эрудицию. Поэтому обратите внимание на количество книг, которое вы читаете. Попробуйте его как-либо изменить, подумайте, принесет это вам пользу или нет.

Какие приемы существуют для твердого запоминания прочитанных текстов?

Первый, самый древний прием называется зубрежкой. И, хотя большинство людей относятся к ней не очень позитивно, однако наша память устроена именно так – для того, чтобы перевести информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную, необходимо к ней несколько раз возвращаться. Однако более эффективно не повторять, как попугай, одну и ту же фразу, например: «Куликовская битва произошла в … году», а сначала прочитать вопросы к параграфу учебника, затем мысленно пересказать этот параграф. Через несколько часов еще раз открыть учебник, посмотреть вопросы, попытаться ответить, не заглядывая в текст. Если повторять этот процесс несколько раз (5-7), делая перерывы, каждый раз примерно вдвое большие по времени (т.е. через 10 минут, через 20, через час и т.д.) – информация укладывается в памяти намного более прочно, чем если пытаться «наскоком», в последнюю перед экзаменом ночь «запихнуть» в себя все необходимые знания.

Современный способ запоминания материала – это рисование ментальных или интеллектуальных карт.

Эта техника была придумана Тони Бьюзеном.

Нарисовать ментальную карту очень просто. Берем лист бумаги, в центре рисуем круг, овал или другую фигуру, в эту фигуру вписываем тему, которую хотим запомнить. Например «Образ Татьяны Лариной». Далее во все стороны рисуем линии, над ними делаем подписи, например: «Что сказали критики?», «Сравнение с другими персонажами» и т.д. Далее веточки могут разветвляться. Желательно выражать мысли одним-двумя словами и сопровождать рисунками.

Ментальные карты (mind-map) позволяют не только структурировать информацию, но и лучше ее запоминать, т.к. подобный способ мышления (радиальный, с помощью связи элементов между собой) больше подходит для нашего мышления, чем обычный (проговаривание вслух, когда мысли движутся потоком).

Сколько знаний необходимо?

Столько, сколько требуется по программе выбранного вами вуза и еще немного для подстраховки. Разные вузы на вступительных экзаменах предъявляют разные требования.

Если человек владеет каким-либо предметом, например, математикой, в совершенстве, то это позволит ему поступить как в вуз с высоким уровнем требований (например, МГУ), так и в более простой вуз.

Если же знания не такие основательные, то этого может оказаться достаточным для одних вузов, и недостаточным для других. Проще всего понять, какие именно знания требуются и чего вы, возможно, пока не знаете, занимаясь на подготовительных курсах, с преподавателем, участвуя в олимпиадах и выполняя письменные задания для поступающих в вузы.

В этой статье даны основные моменты, способствующие лучшему восприятию новой информации и ее запоминанию.

Поскольку единого алгоритма, одинаково подходящего для всех, не существует, вы можете найти свой собственный.

Для этого попробуйте применить изложенные в статье идеи на практике, понять, что действительно помогает лично вам лучше запомнить необходимую информацию, и далее используйте это в подготовке. Результаты подобного подхода могут улучшить ваши знания в несколько раз.

Автор: Инна ИГОЛКИНА, бизнес-тренер НЛП
Статья опубликована в журнале "Абитуриент"
edunews.ru
 
Сверху